Заикание - это нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленным судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи. У человека, страдающего заиканием, такие судороги могут возникать то в мышцах языка, то в области голосовых связок или в мышцах дыхательного аппарата. Это приводит к периодическому «застреванию» на отдельных звуках, а значит и к нарушению правильности чередования ударных и безударных слогов, то есть речевого ритма. Темп речи при заикании характеризуется неравномерностью: то он резко замедляется из-за прерывания речи судорогами речевых мышц, то некоторые отрезки речи в промежутках между судорогами произносятся в ускоренном темпе.
Заикание чаще всего возникает в детском возрасте, в период от 3 до 5 лет, когда ребенок овладевает фразовой речью. В этот период к его еще не вполне созревшему речевому аппарату предъявляются повышенные требования, и поэтому он бывает особенно подвержен разного рода «поломкам». (Ребенку этого возраста уже многое хочется сказать, но его речевой аппарат может «не успевать» за мыслью). Большинство детей проходят этот ответственный этап речевого развития благополучно, у некоторых же развивается заикание.
Что делать, если вы заметили, что у ребенка появились запинки, заикание?
Первое, что вы должны сделать, это выключить телевизор, т.к. телевизор - это один из источников напряжения нервной системы (просмотр мультфильмов, как правило, сопровождается сопереживанием героям мультфильма).
В этот период лучше вообще постараться соблюдать тишину. Если что-то и говорить, то говорить шепотом!
Так же следует убрать из поля зрения ребенка все яркие игрушки, ни в коем случае не баловать ребенка новыми игрушками.
Исключить все эмоции, и положительные (отказаться от посещения дней рождений, праздников, походов в цирк, на концерты и т.д.) и отрицательные (стараться не выяснять отношения при ребенке, если таковые случаются, не ругать ребенка и т.п.).
Найдите возможность не водить ребенка в детский сад.
Так же необходимо наладить режим ребенка. При чем, дни должны походить один на другой. Например: 9.00 - подъем, 9.10 - водные процедуры, 9.20 - завтрак, 10.00 - спокойные игры, 11.00 - массаж, 11.30 - чтение книг, 12.00 - обед, 12.30 - тихий час, 15.30 - подъем после дневного сна, 15.40 - подготовка к полднику, 15.50 - полдник, 16.30 - прогулка, 18.00 - спокойные игры, 19.00 - подготовка к ужину, 19.20 - ужин, 20.00 - водные процедуры, 21.00 - сон. Режим дня зависит от того, какой режим дня был у ребенка до заикания, от того, во сколько ребенок просыпается и засыпает, от индивидуальности ребенка. Но режим соблюдать необходимо, и очень строго!
Второй шаг - обратиться к неврологу. Невролог обследует ребенка, порекомендует либо лекарственные препараты, либо медицинские процедуры (массаж, бассейн, иглорефлексотерапию и т.п.). Если же нет возможности обратиться к неврологу, то постарайтесь заваривать ребенку расслабляющие и успокаивающие чаи (чай с мятой, мелиссой и др.), так же настаивайте травы (ромашку, мелиссу и т.п.) и купайте ребенка в ванной с добавлением травяных настоев. Но, не откладывайте на долго визит к специалисту!
Следующий шаг - обратиться к логопеду. В поликлиниках, больницах будут уверять, что все пройдет само собой, что с маленькими детьми никто не занимается. Уверяю, что само собой не пройдет! Будут только ухудшения. С маленькими детьми логопеды ЗАНИМАЮТСЯ! Существуют различные программы, которые адаптированы для малышей. Если же ваши поиски ничем не увенчались, то попробуйте самостоятельно заняться дыханием ребенка. Выполняйте совместно с малышом дыхательные упражнения, например, накрошите вату, салфетку, глубокий вдох через нос и выдохом через рот сдуйте вату или салфетки. Старайтесь вдыхать так, чтобы надувался живот, а не грудная клетка. Задувайте свечки, так же вдыхая через нос. Надувайте мыльные пузыри. Играйте в «Голосянку» - сделать глубокий вдох, так, чтобы надулся живот, и длительно «пропеть» звук [А], [О], [У], [И]. Затем, начинайте петь слоги - [МА], [МО], [МУ], [МЫ]. Затем - [АМ], [ОМ], [УМ], [ИМ]. Затем слова - МАМА, ПАПА, САША, МАША, КАША и т.д.
Так же, пойте песенки с движениями, например:
Русская народная песня «Зайка»
Заинька, зайка!
Маленький зайка!
Длинные ушки,
Быстрые ножки.
Заинька, зайка!
Маленький зайка!
Деток боишься,
Зайка - трусишка!
Поворачивают вправо-влево согнутые в локтях руки, свободно опустив кисти.
Приставляют раскрытые ладони к голове («ушки»)
Хлопают ладонями по коленям.
Поворачивают из стороны в сторону согнутые в локтях руки.
Трясут опущенными кистями рук («зайка дрожит»)
Мотив к песне можно придумать любой!
Рассказывайте стишки с движениями, задавайте различные ритмы стишкам, при этом гласные звуки тяните!
«Дождик»
Дождик, дождик, хватит лить -
Кап-кап, кап-кап-кап!
Сад осенний наш мочить -
Кап-кап, кап-кап-кап!
Слышишь листья как шуршат -
Ш-ш, ш-ш-ш...
И под каплями дрожат -
Ш-ш, ш-ш-ш...
Дождик, дождик, уходи!
Да-да, да-да-да!
Больше к нам не приходи!
Да-да, да-да-да!
Встряхивать кистями рук.
Стучать указательным пальцем одной руки по ладони другой.
Встряхнуть кистями рук.
Стучать пальцем по ладони.
Трут ладони друг о друга.
Поднять руки вверх и трясут кистями.
Грозить пальцем.
Через некоторое время, после режима молчания, начинайте говорить, при этом растягивайте слова, например: мААААлЫЫЫЫш, пОООйдЁЁЁЁм кУУУУшААААть; дАААААвАААААй бУУУУдЕЕЕЕЕм ИИИИИгрАААААть; пООООйдЁЁЁЁЁм нААААА прОООООгУУУУлкУУУУ и т.д.
И самое главное, будьте уверены в исключительности вашего ребенка, что заикание - это временное явление, от него можно избавиться!
Желаю вам удачи и скорейшего выздоровления!