Речь с движениями.

Цель. Накопление словаря, развитие координации и темпа движений, ориентация в пространстве

1. Это правая рука, это правая нога,
Ухо правое у нас, а вот это правый глаз.
Это левая рука, это левая нога,
Ухо левое у нас, а вот это левый глаз.
Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ногами – топ, топ, топ.
Кулаками постучим,
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

2. У детей на столах колючие мячи. Дети катают мяч между ладонями, проговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Нас уколет можжевельник.

3. Слон сильнее двух коров (руки согнуты в локтях)
Толще бегемот трех львов (Руки в стороны)
Лошадь быстрее пяти лягушат (бег на месте)
Выше жираф четырех медвежат ( руки вверх)

4. Слоговой анализ слов: отпрыгать или отхлопать количество слогов в словах по картинкам, в названии которых есть заданный звук.
Мы попрыгаем немножко,
Пусть слова разделят ножки!
Мы с картинками играем,
По слогам их называем.
Покажи свои ладошки,
Мы похлопаем немножко.

5. Звук У.
Мы со звуком У играем:
«У – у – у, мы повторяем, -
Ухо, усик (показываем части тела), умница (гладим голову),
Утка(пальцы сложить в «клюв»), утро(руки наверху), улица(руки в сторону).

6. Со словами мы играем,
И слова мы удлиняем:
Стре – ко – за, за – за – за (6 хлопков)
Му - ра – вей, вей – вей – вей ( 6 прыжков)
Свер – чок, чок – чок (4 хлопка)
Ба – боч – ка, ка –ка – ка . И т.д.

«Наведи порядок»

Цель. Уточнение и формирование словарного запаса.

Вода бежит в прохладной …ПЕЧКЕ.
Поленья полыхают в …РЕЧКЕ.
Все уселись мы на …ПЕСЕНКУ
И поем мы хором …ЛЕСЕНКУ.
На пляже тепленький …ЛЕСОК.
Вдали – березовый …ПЕСОК.
Далеко идти мне …ПЕНЬ,
Лучше сяду я на …ЛЕНЬ.
Собирают сено …ПИЛАМИ.
А деревья пилят …ВИЛАМИ.
Чтоб увидеть новый …ПУЛЬТИК
Мы в ладошке держим …МУЛЬТИК.
Крикнул Коля: - …БАБОЧКА!
Смотри, летает …ПАПОЧКА.
Полил я куст водой из …ПОЧКИ,
Чтоб раньше распустились … БОЧКИ.

«Объясни словечко»

Цель. Уточнение и формирование словарного запаса. Уточнение значения сложных слов:
мясорубка, самовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжималка, сладкоежка, кофемолка, кофеварка, пароварка;
косолапый, длинноухий, длинношеий, травоядный, земноводный, водоплавающий, насекомоядный, красногрудый, черноголовый, быстроногий;
двуногий, широкоплечий, длинноволосый, сероглазый, пятипалый, беззубый;
вездеход, молоковоз, бетономешалка, трубоукладчик, самолет, подземный, внедорожник.

Так же, детям очень нравится знакомиться с артикуляцией и акустическими признаками звуков, поданными в стихотворной форме.

Стихи можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия, как по звукопроизношению, так и по развитию речи. Успешно используется они и в индивидуальной работе с детьми при постановке звуков.

Звук З.

Язычок широкий – ниже,
Кончик – к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко Ззз.. произнесем.
З заливисто звенит,
Звонко З в словах звучит.

Звук М.

М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает.
Если голос есть – мычанье,
Если нет – тогда … молчанье!

Звук П.

- П, п, п! – пускает пар полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит, из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает, путь по рельсам пробегает.
Плавно по реке плывет, паром пышет пароход.
- П! – мы губы сложим вместе.
- П! – мы выдохнем порезче!
- П! П! П! – пыхтим мы глухо:
Нету голоса у звука!

Звук Т.

Языком, передним краем,
В десны верхние ударим.
- Т! – и выдохнем сильнее,
Чтобы было всем слышнее:
Т – не звонкий, Т – глухой,
Т – короткий, Т – взрывной!

Звук О.

- О! – мы губы округляем.
- О! – мы плавно напеваем.
- О! – свободно голос льется.
- О! – так звонко раздается:
Обруч, орден, остров, омут,
Окунь, отмель, осы, овод!

Звук А.

Все со мною вместе пойте – А!
И пошире рот откройте – А!
- А! – споем мы высоко,
- А! – протянем низко.
- А … - как будто далеко,
- А … - мы слышим – близко.
- А, - шепнем,
- А! – крикнем звонко.
- А, - тихонько,
- А! – так громко!
Все теперь мы будем знать:

Рассказы – шутки.

Логопед предлагает детям послушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать и затем придумать свою историю.

1. Шуточный рассказ «Голова».

«Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила. У туловища были руки и ноги. У рук были локти и ладошки, а у ног – колени и пятки. Но голова была самой главной. Она сидела на своем троне выше всех и командовала всеми частями тела. Но однажды руки и ноги решили не слушаться приказаний головы и жить сами по себе. Но ничего у них не получилось. Все части тела важны, все человеку нужны».

2. «Что вкуснее?»

Во время обеда продукты поспорили:
кто из них вкуснее. Котлета сказала:
- Я вкуснее всех, потому что я из мяса.
Суп сказал:
- Я вкуснее всех, потому что я из курицы.
А салат им в ответ:
- Я вкуснее всех, потому что я из овощей.
- Я вкуснее всех, потому что я из фруктов, - возразил компот.
- Я вкуснее всех, потому что я из творога, - вмешался в спор пирог.
- Я вкуснее всех, потому что я из рыбы, - крикнула запеканка.
Пюре сказало:
- Я вкуснее всех, потому что я из картошки.
Квас закричал:
- Я вкуснее всех, потому что я хлебный.
Кисель не согласился:
- Нет! Я вкуснее всех, потому что я из малины.
А каша ему:
- Я вкуснее всех, потому что я молочная.
Таня услышала спор продуктов и сказала:
- Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием.

Логопед предлагает детям разыграть сказку.

3. «Сказка о чайнике».

Жил – был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый – препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.

4. Шуточный рассказ «Петя и крокодил». Манипуляции с буквами на доске.

Однажды Петя пошел на рыбалку и поймал рыбку. Вдруг из речки вылез крокодил и сказал: «Петя, я тебя съем». Петя испугался и хотел закричать: «Мама!», но от испуга все перепутал и закричал: «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть: «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал, и у него получилось: «Мама». Так они стояли и разговаривали. Петя говорил: «Ам – ам», а крокодил -«Мама».