"Логопедическая неделя " в школе
Мальцева Татьяна Федоровна, учитель-логопед
Мичеева Елена Геннадьевна, учитель-логопед
Наряду с традиционными формами проведения занятий, логопедическая коррекция проходит и во внеурочной деятельности.
Одной из новых форм работы является проведение "Логопедической недели”, которая проводится в последней учебной четверти (март-апрель). При её проведении решаются следующие задачи:
закрепление знаний, полученные за год обучения;
развитие познавательных и психических процессов;
создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
осуществление взаимосвязи в работе педагогов.
Для проведения "Недели” нами составляется план мероприятий на каждый день, который утверждается директором школы, согласуется с завучами и вывешивается для детей и педагогов в "Уголке логопеда”. В течение недели проводятся различные мероприятия для учащихся и педагогов: олимпиады, открытые уроки, конкурсы, викторины, выставки, семинары, развлекательные и познавательные логопедические праздники в виде утренников, КВНа.
В понедельник проходит открытие "Логопедической недели”, которое носит увлекательно- информационный характер и проходит по ранее разработанному сценарию. Здесь же объявляются все намеченные конкурсы, чтобы ребята могли в течение недели подготовиться к ним и принять активное участие. Все конкурсные материалы принимаются до четверга. Представляется жюри, куда входят логопеды, педагоги и дети. Далее всё проходит согласно намеченному плану. В "День открытых дверей” логопедические занятия могут посетить по желанию все педагоги школы. На этих уроках логопеды показывают новые формы и методы коррекции, инновационные технологии, которые применяют в своей логопедической работе. Особенно интересно и познавательно проходят различные семинары, семинары-практикумы для педагогов школы, где проявляется совместное сотрудничество различных служб: педагогической, психологической, социальной и медицинской. Викторина "Угадай-ка” вывешивается в виде стенгазеты с заданиями: ребусами, кроссвордами, шарадами, анаграммами и другим занимательным материалом. В этот же день ребятам предлагается Олимпиада "Грамотей” в виде тестовых логопедических заданий. В последний день, на закрытии "Недели”, обязательно проводится какой-либо логопедический праздник в виде утренника, КВНа, капустника и т.д., где можно проследить результаты логопедической работы за учебный год. Затем, подводятся итоги всех викторин, конкурсов, и победители награждаются подарками и призами. Все сценарии мы разрабатываем сами, используя новинки методической литературы и периодических изданий.
Предлагаем примерный план "Логопедической недели”:
ПОНЕДЕЛЬНИК
- Открытие "Логопедической недели”
- "Почтовый ящик” (письмо другу, где дети могут высказать все свои мысли, пожелания, поздравления и т.д.)
- Объявление конкурса на лучшее сочинение по теме "Если бы я был волшебником…”
ВТОРНИК
- "День открытых дверей” (проведение открытых логопедических занятий для педагогов школы)
СРЕДА
- Викторина "Угадай-ка”
- Олимпиада для учащихся "Грамотей”
ЧЕТВЕРГ
- Семинар-практикум для педагогов "Умеем ли мы общаться”
ПЯТНИЦА
- Логопедический праздник "Путешествие в страну Правильной речи”
- Закрытие " Логопедической недели” (подведение итогов и награждения)
Каждый год план "Недели” меняется и совершенствуется, что способствует повышению интереса у детей и педагогов.
По ходу проведения мероприятий оформляются разнообразные выставки литературы и конкурсных материалов (рисунков, письменных и творческих работ). Здесь прослеживается тесная связь работы логопедов с работниками библиотеки, вожатой, заместителем директора по воспитательной работе, воспитателями. Огромную поддержку и помощь оказывает администрация школы. В подготовке, оформлении и проведении "Недели” обязательно участвуют сами дети. Здесь им предоставляется возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности.
Проведение "Логопедической недели” активизирует всю школу, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению.
В различных мероприятиях участвуют все желающие. Как правило, учащиеся, занимающиеся у логопедов, имеют лучшие результаты в викторине, занимают призовые места в конкурсах. Это является высоким показателем логопедической коррекции.