Тесты, помогающие выявить готовность ребенка к школе


Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.



1. В школе у меня будет много новых друзей.

2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.

3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.

4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.

5. Интересно, как выглядит классная комната.

6. Я обязательно буду учиться хорошо.

7. Каникулы - это самое лучшее в школьной жизни.

8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.

9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья - первоклассники.

10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.


Подсчитайте результаты.



Если ваш ребенок набрал от одного до трех баллов, то стоит призадуматься. Ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу. Ему хорошо и без нее.



От четырех до восьми баллов - хороший результат. Ваш малыш хочет в школу. Но важно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует - новые друзья или сами уроки.



Если больше получено утвердительных ответов по первой части теста, то ребенок несколько идеализирует школу, он еще не совсем готов к трудностям школьных будней.

Если же больше положительных ответов во второй половине, то ваш малыш вполне представляет для чего ходят в школу, а повседневная школьная жизнь пока не вызывает у него неприязни.



Девять-десять баллов - отличный результат! Ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно. Может быть, он сохранит свое отношение к школе на протяжении всего школьного обучения.



Возможно, результат теста не оправдал ваших ожиданий, и вы увидели, что ваш малыш пока еще не совсем готов идти в школу. Не огорчайтесь, ведь не все дети обязательно должны хотеть учиться. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно.



Причем, нужно обращать внимание ребенка не только на то, что в школе у него будет много новых друзей и он весело будет проводить каникулы. Покажите ему, что учеба - это весьма занимательное занятие само по себе. Объясните, что в школе он узнает много нового и интересного. Уделяйте больше внимания школьной подготовке. Систематически выполняйте различные упражнения на тренировку необходимых качеств, на получение новых знаний. Занятия с мамой, папой или бабушкой, особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес. Больше времени проводите с малышом, рассказывайте ему о школе, но не приукрашивайте. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.


Тест на выявление знаний ребенка
о школе и школьном распорядке

 

Попросите ребенка ответить на
следующие вопросы. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.

 

1. Что такое класс? (Класс - это
комната, где проходят занятия. Там стоят парты, учительский стол, доска, на
которой мелом пишут задание и выполняют упражнения. Еще классом называют всех
учеников, которые вместе посещают занятия. Например, первый класс, класс
"а", дружный класс.)

 

2. Что такое урок? (Урок - это
время, когда узнают много нового, слушают объяснение учителя и выполняют
различные упражнения. Иногда словом "урок" называют выполнение
какого-либо задания, например "выучить уроки" - это значит выполнить
упражнения, которые были заданы на дом.)

 

3. Что такое каникулы? (Каникулы
- это перерыв на несколько дней, когда в школе нет занятий. Каникулы бывают
осенью, зимой, в Новый год, весной, а летние каникулы длятся все лето.)

 

4. В классе учатся дети одного
возраста или разного? (Все дети в одном классе обычно одного возраста. Дни
рождения у них могут быть в разное время, но все они одного года рождения.)

 

5. Как можно узнать, что пора
идти на урок? (Звенит звонок на урок, коридоры пустеют, а все дети спешат
занять свое место за партой в классе.)

 

6. Что такое перемена и для чего
она нужна? (Перемена - это перерыв между уроками, когда можно отдохнуть,
поиграть, сходить в столовую или в туалет.)

 

7. Что такое отметка? (Отметка -
это оценка того, как ученик выполнил задание или работал на уроке. Отметки
исчисляются в числах от одного до пяти.)

 

8. Какие отметки хорошие, а какие
- плохие? (Чем больше число, обозначающее отметку, тем выше сама отметка, тем,
соответственно, лучше результат. 1 - "единица" - самая плохая
отметка; 2 - "двойка" - плохо; 3 - "тройка" -
посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 - "четверка" -
это хорошая отметка; 5 - "пятерка" - отлично. Про того, кто учится на
пятерки, говорят, что он отличник, а тот, кто учится на двойки, - двоечник; он
учится плохо.)

 

9. Что такое школьный дневник и
для чего он нужен? (Дневник - это такая специальная тетрадка, в которой есть
расписание уроков. Там дети записывают домашнее задание, а учитель ставит туда
отметки.)

 

10. Как в школе называют стол, за
которым сидят дети? (Дети сидят за партами.)

 

11. На чем пишет учитель, когда
объясняет правило или задание? (Учитель пишет на доске.)

 

12. Как нужно обращаться к
учительнице? (К учительнице обращаются по имени-отчеству и на "Вы".)

 

13. Что нужно сделать, если
необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный
вопрос? (Нужно молча поднять руку, но так, чтобы ее было видно. Когда
учительница обратит внимание и спросит, можно задать свой вопрос или дать
ответ.)

 

14. Что нужно сказать, если
необходимо выйти в туалет? (Надо поднять руку и спросить: "Можно
выйти?")

 

 

Если ваш малыш правильно ответил
на 11-14 вопросов, то он вполне знаком со школьными правилами и необходимость
следования школьному распорядку не будет его огорчать. Он будет с уважением
относиться и к учителям, и к своим одноклассникам и, скорее всего, будет
отличаться примерным поведением.

 

Правильные ответы на 7-10
вопросов
свидетельствуют о том, что ребенок в общих чертах знаком с правилами
школьного распорядка, но, чтобы он меньше испытывал трудностей в повседневной
школьной жизни, неплохо было бы подробнее поговорить с будущим первоклассником
о школе.

 

От 4 до 6 правильных ответов -
это информация к размышлению для родителей. Ваш ребенок еще не очень хорошо
знает, как проходят занятия в школе, как необходимо себя вести в тех или иных
ситуациях. Поэтому побольше рассказывайте малышу о школе, спрашивайте его время
от времени о деталях школьной жизни.

 

В том случае, когда правильных
ответов всего 3 или меньше, - это уже тревожный сигнал. Может быть, вы совсем
не разговариваете с малышом о том, как проходят школьные будни.

 

Если количество правильных
ответов вашего малыша меньше шести, наряду с разговорами о школьном распорядке
мы рекомендуем вам моделировать повседневные школьные ситуации.

 

Для этого пригласите других ребят
и поиграйте с детьми в "Лесную школу". Эта игра помогает
"примерить на себя" школьную жизнь и представляет собой ролевую игру,
где дети учатся, как нужно вести себя в школе. Хорошо, если удастся собрать
что-то вроде класса - группу из нескольких человек.

 

Каждый ребенок (или взрослый,
если вы тоже принимаете участие) представляет какого-либо животного. Выбирается
ведущий - это учитель, мудрая сова. Звенит звонок, сова влетает в класс и
представляется: "Здравствуйте, ребята, меня зовут Сова - Мудрая Голова, а
вас как зовут?" Дети наперебой начинают представляться именами своих
животных.

 

Сова их учит, что, для того чтобы
всех было слышно и все смогли представиться, нужно называть свое имя по
очереди, а если необходимо что-то сказать, то надо поднять лапу или крыло.

 

Затем можно смоделировать
различные школьные ситуации. Например, Сова объясняет новый материал, вызывает
для ответа к доске, спрашивает урок и задает домашнее задание.

 

Можно в игровой форме
моделировать содержание различных школьных предметов. Просить детей посчитать,
рассказать что-то вслух, выполнить различные занимательные упражнения. В
процессе игры ребята должны научиться вести себя корректно в той или иной
ситуации, они также знакомятся с общими правилами и нормами школьного
распорядка.

 

Сова может ставить отметки. В
качестве отметок используются желуди, шишки, листочки и т. п. Важно, чтобы дети
умели считать до пяти и понимали, какая отметка плохая, а какая - хорошая.
После того как вы потренировались в такой игровой форме, повторите тест. Вы
можете добавить еще какие-нибудь вопросы относительно школьного распорядка,
которые считаете важными для успешного вхождения в русло школьной жизни вашего
малыша.


Тесты для родителей на
определение готовности ребенка к школе

 

Отметьте каждый утвердительный
ответ одним баллом.

 

1. Как вы считаете, хочет ли ваш
ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе
узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение
некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо
кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш
ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно
описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи
наизусть?

7. Может ли он назвать заданное
существительное во множественном числе?

8. Умеет ли ваш ребенок читать,
хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в
прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и
отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать
простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие
узоры?

12. Любит ли ваш ребенок
рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш
управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов
разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия
диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка
навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты"
яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок
самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать,
собирать конструктор и т. д.

 

Если вы ответили утвердительно на
15 и более вопросов,
значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы
занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности
при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

 

Если ваш малыш может справляться
с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время
занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили
отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще
нужно потренироваться с ребенком.

 

В том случае, если количество
утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и
внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому
ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении
различных упражнений.

 

Возможно, на первых порах
школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с
ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к
пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические
занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать
нужные умения и навыки.



                                                   Готовность к школе 

 

Когда начинать готовить к школе?
Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо
начинать готовить малыша начиная с трех лет, другие - за год до поступления в
школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к
школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с
занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек,
надеясь, например, на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали
школу, поступление в которую сродни конкурсу в престижный вуз.

 

Оценить развитие будущего
первоклассника можно самим или проконсультироваться у детского психолога.
Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны,
продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не
позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И все же такая
проверка покажет, над чем стоит еще поработать до 1 сентября.

 

Такие тесты обычно проверяют:

 

- развитие памяти (норма при
запоминании 10 слов - 6 и более слов);

- чистоту произношения; умение
повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;

- развитие речи (богатство
словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и
т.д.);

 

- произвольное внимание (умение
работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);

- готовность руки к письму (нужно
скопировать несложный рисунок, несложную фразу);

- умение действовать по
инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков
по образцу);

 

- развитие логического мышления
(умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных
предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности
и т.д.);

- пространственную ориентацию
(умение назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под и т.д.);

- общую осведомленность ребенка
об окружающем мире;

- элементарные математические
навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную
задачу с помощью предметов).

 

Оценивают также, что привлекает
ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты -
новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми
взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.

 

Ребенка считают неготовым к
школе, если он:

 

- настроен исключительно на игру;

- недостаточно самостоятелен;

- чрезмерно возбудим,
импульсивен, неуправляем;

- не умеет сосредоточиться на
задании, понять словесную инструкцию;

- мало знает об окружающем мире,
не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы
знакомых предметов и др.;

- имеет серьезные нарушения
речевого развития;

- не умеет общаться со
сверстниками;

- не хочет контактировать со
взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

 

При любом уровне готовности ваш
ребенок будет принят в первый класс. Но вполне возможно, что при поступлении в
школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей и др.) ребенку предстоит
тестирование.

 

Во-первых, у школы обязательно
должно быть разрешение от органов образования на эту процедуру.

Во-вторых, родители имеют право
присутствовать на собеседовании с ребенком или на тестировании.

 

Узнайте заранее, есть ли у школы
особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было
неожиданностей. Стоит заранее подготовить малыша. Для многих эта проверка
готовности к школе - настоящее испытание. Даже если у ребенка хороший
интеллектуальный уровень и он многое умеет, в ситуации экзамена он может
растеряться. Обратитесь к опытному психологу-диагносту. Он знает, какие тесты,
методики используются при приеме в школу. Или попробуйте подготовить ребенка
сами - специальную литературу по диагностике сейчас найти не проблема. Да, это
иногда выглядит как натаскивание. Ребенок может заявить на самом тестировании:
"А это задание я уже раньше делал!" И все же лучше, если он будет
готов к самым разным заданиям и вопросам.

 

Обычно, когда говорят о
"школьной" готовности малыша, имеют в виду главным образом его
интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не менее важная сторона. И связана
она с психологической подготовкой ребенка. Вот на какие моменты стоит обратить
внимание.

 

- Важно, чтобы до школы у ребенка
был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и
детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых
контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в
магазине.

 

- Некоторые дети теряются, не
имея навыка "выживания в толпе" (зайдите в любую школу на перемене).
В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое
увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в
общественном транспорте.

 

- Не секрет, что не всегда
окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда
тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в
школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома
важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя
его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку.
Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка.
Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не
обидится, а постарается что-то изменить.

 

- Важно для ребенка уметь
выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или
по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников.
Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие
ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

 

- В школе малыш нередко будет
попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы
понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию
детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные
ситуации?

 

- Старайтесь, чтобы ребенок
привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения
со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому
одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в
работе - хвалите за готовый результат.

 

- Приучайте малыша спокойно
сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня
самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными
играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он
привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное,
"шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

 

- С первых дней ваш первоклассник
будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки
работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться
на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее,
отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

 

- Стоит помнить вот еще о чем.
При поступлении в общеобразовательную школу ребенок не обязан уметь читать,
писать или считать. И все же новый важный период в своей жизни лучше начинать с
ощущения "Я могу делать вот это и это", чем с ощущения "Я не
умею ничего, что умеют другие дети".